Программа деятельности школьной музейной экспозиции «Десант памяти»
на 2011 – 2015 учебный год
Срок реализации программы: 5 лет
Составитель:
Прийменко Елена Валерьевна,
руководитель музейной экспозиции.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «Десант памяти»
I. Введение.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю музей ГОУ СОШ № 217 имени Н.А. Алексеева является мемориальной музейной экспозицией боевой славы. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45 г. И современной боевой славы.
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи школьного музея.
Музей призван способствовать:
* формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,
* расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей,
* овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,
* служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
IV. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
* Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
* Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;
Программа предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги ленинградцев, жизненный путь ст лейтенанта Алексеева, именем которого названа наша школа. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Документальные материалы, используемые на занятиях, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают педагогу в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел.
V. Механизм реализации программы
Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
* направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
* организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,
* разрабатывает план работы.
VI. Оценка эффективности реализации программы
В результате осуществления программы ожидается:
* обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
* возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
* сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
* оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Пояснительная записка
Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.
Музей школы действует в сфере дополнительного образования, работает с 2005 года. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод школьной музейной экспозиции» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.
Данная программа ориентирована на учащихся 5-11 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2011 – 2013 годы.
Цель программы: Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
1. Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;
2. формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
3. воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
4. Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;
5. Формирование навыков работы в музее;
6. Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
7. Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
8. Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.
Механизм реализации программы:
Ежегодно составляется план мероприятий по реализации программы. Музей является связующим звеном в системе воспитательной работы.
· Изучение символики России, Санкт - Петербурга, Красносельского района.
· проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
· встречи с ветеранами войны и труда;
· информационное обеспечение мероприятий;
· совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы
Основные направления работы
1. усвоение теоретических знаний;
2. формирование практических навыков.
Формы и методы работы.
1. словесные, наглядные, практические
2. проектно-исследовательская деятельность
3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
· лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
· семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
· научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
· оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
· организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
- реализация социальных проектов.
Ожидаемые результаты программы
1. Расширение знаний о родном крае.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений
Содержание курса программы
«Работа с активом музея».
1. Введение.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
3. Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
4. Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника
5. Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.
6. Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок
7. Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.
8. Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.
9. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
. Славное прошлое Красносельского района.
10. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня
Содержание курса программы
«Экспозиционно – выставочная работа музея».
1. Организация выставочных проектов.
Концепция проекта. План-проспект («выставочный бриф»).
Проектный подход к планированию и управлению выставочной деятельностью.
Организация выставочного пространства, современные технологии в выставочном пространстве, экспозиционное оборудование и освещение, монтаж и дизайн.
Технические разработки в защите музейных экспонатов, в т.ч. открытого хранения.
2. Изучение структуры музейных экспозиций.
3. Тематико - экспозиционный комплекс.
Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико - экпозиционный комплекс. Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс- музейный раздел. Разделы составляют музейную экспозицию в целом.
4. Синхронизация музейных экспонатов. Историко - хронологический принцип формирования музейных экспозиций.
5. Методы построения музейных экспозиций.
Изучение различных методов построения музейных экспозиции: тематический, систематический и ансамблевый.
6. Способы формирования передвижных, мобильных экспозиций.
7. Логическое построение экспозиции.
Изучение способов размещения оборудования и экспонатов музея сообразно научной концепции и тематико – экспозиционному плану.
8. Модернизация экспозиционной деятельности музея.
Новые подходы к музейной экспозиции, ресурсный потенциал музея. Экспозиция, как синтез музейной деятельности. Приемы «оживления» экспозиции.
Методики и принципы создания современной экспозиции.
Проектные технологии в развитии музейной деятельности.
Содержание курса программы
«Поисково - исследовательская работа».
1. Определение тем исследовательских работ. Проведение экскурсий и прогулок по родному району, изучение родословных, традиций, обычаев.
2. Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Создание базы, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.
3. Анкетирование. Систематизация и сбор сведений по различным вопросам местной истории. Встречи с интересными людьми.
4. Экспедиционный сбор материала.
Содержание курса программы
«Экскурсионно - массовая работа».
1. Создание новых маршрутов экскурсий по родному району.
2. Сотрудничество с ДОУ № 33, проведение экскурсий для учеников школ микрорайона ( 399, 237, 390)
3. Участие в «Неделе открытых дверей школьных музеев» Работа по составлению графика тематических экскурсий.
4. Экскурсионная работа в СОШ. Проведение экскурсий для учеников школы в дни памятных дат.
Содержание курса программы
«Работа с фондами музейной экспозиции».
1. Систематизация основного фонда музея. Проведение инвентаризаций, составление тематических каталогов.
2. Создание электронной базы школьной музейной экспозиции
3. Реставрационные работы
4. Работа с архивами семей Александрова и Ласковец ( пополнение экспозиции новыми материалами)
Содержание курса программы
«Методическая работа».
1. Структурирование методического материала.
2. Повышение научно-методической компетентности в вопросах: использования ИКТ, ключевые педагогические компетенции, новые образовательные технологии, организация подготовки к конкурсам, информационная культура педагога.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на период 2011-2015 годы. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие с органами исполнительной власти, Советом ветеранов, районным Военным комиссариатом.
Этапы реализации программы:
*2011-2012 учебный год – основные подпрограммы этого этапа:
«Ленинград – гордость моя»:
«Памятный день 70 - летия со дня полного установления блокады Ленинграда», «70 лет трассе 101, ледовой Дороге Жизни»
*2012 -2013 учебный год – основные подпрограммы этого этапа:
«Лучше нет родного края…»
«Петербургу 310 лет», «40 лет Красносельскому району», «300 лет Красному селу».
*2013 - 2014 учебный год – основные подпрограммы этого этапа:
«Ленинградский дневник»
«Героические страницы истории», (70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады);
2014 -2015 учебный год – основная программа:
«В сорок пятом, в мае…»
«Правнуки Победы» (к 70 –летию Великой победы советского народа над фашистской Германией)
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся ОУ
Красносельского района Санкт – Петербурга на 2011 –2015 годы
№ п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки реализации |
|
I |
Подпрограмма «Ленинград – гордость моя» |
|
|
|
1.1 |
Обучение актива школьной музейной экспозиции |
Руководитель МЭ |
2011- 2015 |
|
1.2 |
Участие в районном конкурсе юных экскурсоводов «Хранители времени» |
Руководитель МЭ |
2011- 2012 |
|
1.3 |
Организация мобильных экспозиций, посвящённых памятным датам |
Руководитель и актив МЭ |
2011-2015 |
|
1.4 |
Создание школьной «Книги памяти» |
Руководитель и актив МЭ |
2011-2015 |
|
|
||||
2. |
Подпрограмма «Лучше нет родного края…» |
|
|
|
2.1 |
Участие в районном конкурсе «Горжусь тобой, моя земля!» |
Руководитель МЭ |
2012- 2013 |
|
2.2 |
«Мой район вчера, сегодня, завтра» организация фотовыставки |
Руководитель и актив МЭ |
2012- 2013 |
|
2.3 |
Топонимы. Создание картотеки «Их именами названы…» |
Руководитель и актив МЭ |
2012-2015 |
|
2.4 |
Проработка маршрутов экскурсий « Героическое прошлое нашего района» |
Руководитель и актив МЭ |
2012-2015 |
|
|
||||
3. |
Подпрограмма «Ленинградский дневник» |
|
|
|
3.1 |
«Ленинградская Хатынь» участие в районных конкурсах творческих работ. |
Руководитель и актив МЭ |
2013-2014 |
|
3.2 |
Создание виртуальной экскурсии «Ленинград. Блокада. Подвиг.» |
Руководитель и актив МЭ |
2013-2014 |
|
3.3 |
Участие в программе Экспедиционных отрядов. |
Руководитель и актив МЭ |
постоянно |
|
3.4 |
«Моя семья. Блокада. Ленинград» архив семьи Алексеева Н.А. |
Руководитель и актив МЭ |
2013-2015 |
|
|
|
|
|
|
4. |
Подпрограмма «В сорок пятом, в мае…» |
|
|
|
4.1. |
«Эстафета памяти» участие в районных мероприятиях |
Руководитель и актив МЭ |
2014-2015 |
|
4.2 |
Экскурсионная работа . Проведение недели «Открытых дверей» для воспитанников ГДОУ № 33 и школ микрорайона. |
Руководитель и актив МЭ |
2014-2015 |
|
4.3. |
«Ветеранские судьбы» работа с ветеранами. |
ДДЮТ |
постоянно |