Наши новости

Программа деятельности школьной музейной экспозиции «Десант памяти»

на 2011 – 2015 учебный год

 

Срок реализации программы: 5 лет

 

 

 

Составитель:

Прийменко Елена Валерьевна,

руководитель музейной экспозиции. 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «Десант  памяти»

I. Введение.

  Школьный музей является одной из форм дополнительного образования,   развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

  По своему профилю музей   ГОУ СОШ № 217 имени  Н.А.  Алексеева    является мемориальной  музейной экспозицией   боевой славы. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45 г. И современной боевой  славы.

 

II. Содержание проблемы патриотического воспитания и  обоснование необходимости ее решения  средствами школьного музея.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

 В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

 

III. Цели и задачи школьного музея.

  Музей призван способствовать:

*      формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,

 * расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей,

 * овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,

 *  служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

 

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

 * Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

    * Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

Программа предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги ленинградцев, жизненный путь  ст лейтенанта Алексеева, именем которого названа наша школа. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Документальные материалы, используемые на  занятиях,  оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают  педагогу  в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы.  Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел.

 

V. Механизм реализации программы

Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

  * направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

  * организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

    * разрабатывает план работы.

 

VI. Оценка эффективности реализации программы

В результате осуществления программы  ожидается:

  * обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

    * возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

    * сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

    * оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

 

 

 

Пояснительная записка

    Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей  ребёнок   приобщается к духовным ценностям всех поколений.

      Музей  школы действует в сфере дополнительного образования, работает с 2005 года. За  это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.

   В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» разработана дополнительная образовательная программа   кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод  школьной  музейной  экспозиции» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.

Данная программа ориентирована на учащихся 5-11 классов (12-16 лет). Сроки реализации программы 2011 – 2013 годы.

Цель программы:  Целью Программы является формирование личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

 Задачи программы:

1.                     Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;

2.                     формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

3.                     воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

4.                     Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;

5.                     Формирование навыков работы в музее;

6.                     Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;

7.                     Воспитание творческого подхода к решению любых задач;

8.                     Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

 

Механизм реализации программы:

Ежегодно составляется план мероприятий по реализации программы. Музей является связующим звеном в системе воспитательной работы.

·  Изучение  символики  России,  Санкт - Петербурга, Красносельского района.

·  проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;

·  встречи  с ветеранами войны и труда;

·   информационное обеспечение  мероприятий;

·  совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы

                                                             

 

Основные направления работы

1. усвоение теоретических знаний;

2. формирование практических навыков.

 

     Формы  и  методы работы.

1.                     словесные, наглядные, практические

2.                     проектно-исследовательская деятельность   

3.                     активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть:

·  лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  участников  кружка ДО);

·  семинарской  (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;

·  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов);

·  оформительской   (изготовление отчётов, иллюстрированных  фотографиями, создание презентаций);

·  организаторско  -  массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

     

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

-  проведение экскурсий в школьном музее,

-  встречи с интересными людьми,

-  выступления членов кружка на занятиях,

-  обсуждение работы кружка,

-  реализация социальных проектов.

       

Ожидаемые результаты программы

1.                     Расширение знаний о родном крае.

2.                     Развитие познавательной деятельности.

3.                     Привитие любви к своей  Родине.

4.  Освоение навыков музейного дела.

5.  Сохранение культурного наследия для будущих поколений

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса программы 

 

«Работа  с  активом  музея».

 

1.                      Введение.

Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.

2.                     Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.

Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

3.                     Где и как собирать материалы для музея.

 Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

4.                     Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

5.                     Изучение архивных документов.

Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.

6.                     Как оформить выставку, музейную экспозицию.

Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

7.                     Как подготовить доклад, экскурсию

Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

8.                     Как вести экскурсию

Маршрут экскурсии. Использование  различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

9.                     Краеведение. Историческое прошлое нашего края.

 . Славное  прошлое  Красносельского  района.

10.                Научно-исследовательская деятельность школьного музея. 

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

 

 

 

 

 

Содержание курса программы 
«Экспозиционно – выставочная  работа  музея».

 

1.                     Организация выставочных проектов.
Концепция проекта. План-проспект («выставочный  бриф»).
Проектный подход к планированию и управлению выставочной деятельностью.
Организация выставочного пространства, современные технологии в выставочном пространстве, экспозиционное оборудование и освещение, монтаж и дизайн.
Технические разработки в защите музейных экспонатов, в т.ч. открытого хранения.

2.                     Изучение  структуры  музейных   экспозиций.

3.                     Тематико  -  экспозиционный   комплекс.

Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико - экпозиционный комплекс. Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс- музейный раздел. Разделы составляют музейную экспозицию в целом.

4.                     Синхронизация  музейных   экспонатов.   Историко -  хронологический  принцип   формирования   музейных   экспозиций.

5.                     Методы построения музейных экспозиций.

Изучение   различных   методов   построения музейных экспозиции:  тематический, систематический и ансамблевый.

6.                     Способы   формирования   передвижных,  мобильных   экспозиций.

7.                     Логическое  построение  экспозиции.

Изучение  способов  размещения  оборудования и экспонатов музея  сообразно   научной   концепции   и  тематико – экспозиционному   плану.  

8.                         Модернизация экспозиционной  деятельности музея.
Новые подходы к музейной экспозиции, ресурсный потенциал музея. Экспозиция,  как синтез музейной деятельности. Приемы «оживления» экспозиции.
Методики и принципы создания современной экспозиции.
Проектные технологии в развитии музейной деятельности.  

 

Содержание курса программы

«Поисково -  исследовательская  работа».

1.                     Определение   тем   исследовательских  работ. Проведение  экскурсий  и  прогулок   по  родному  району,  изучение   родословных,  традиций,   обычаев.

2.                     Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Создание  базы, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

3.                     Анкетирование. Систематизация  и  сбор  сведений  по  различным   вопросам   местной  истории. Встречи с интересными людьми.

4.                      Экспедиционный сбор материала.

                             Содержание курса программы

                        «Экскурсионно  -  массовая   работа».

1.                     Создание  новых   маршрутов  экскурсий  по  родному  району. 

2.                     Сотрудничество  с  ДОУ № 33,  проведение   экскурсий  для  учеников   школ  микрорайона ( 399,  237, 390)

3.                     Участие   в  «Неделе  открытых   дверей   школьных   музеев»  Работа  по  составлению  графика   тематических  экскурсий.

4.                     Экскурсионная  работа  в  СОШ.  Проведение  экскурсий  для  учеников  школы  в  дни  памятных  дат.

                                    Содержание курса программы

                        «Работа  с  фондами  музейной  экспозиции».

 

1.                     Систематизация   основного   фонда  музея.  Проведение    инвентаризаций,  составление  тематических   каталогов.

2.                     Создание   электронной  базы  школьной  музейной  экспозиции

3.                     Реставрационные   работы

4.                     Работа  с  архивами  семей  Александрова  и  Ласковец  ( пополнение  экспозиции  новыми  материалами)

 

                                            Содержание курса программы

                                     «Методическая   работа».

 

1.                     Структурирование   методического   материала.

2.                     Повышение научно-методической компетентности  в вопросах: использования   ИКТ, ключевые педагогические компетенции, новые образовательные технологии, организация подготовки к  конкурсам, информационная культура педагога.

 

Сроки реализации программы:

 

Программа рассчитана на период   2011-2015 годы. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие с органами исполнительной власти, Советом  ветеранов, районным Военным комиссариатом.

           Этапы реализации программы:

*2011-2012 учебный год – основные подпрограммы этого этапа:

«Ленинград – гордость моя»:

«Памятный  день 70  -  летия со дня полного  установления  блокады  Ленинграда»,  «70  лет трассе 101, ледовой  Дороге  Жизни»

*2012 -2013  учебный год – основные подпрограммы этого  этапа:

«Лучше нет родного края…»

«Петербургу  310  лет»,   «40  лет  Красносельскому  району», «300  лет Красному  селу».

*2013 - 2014 учебный год – основные подпрограммы  этого  этапа:

«Ленинградский  дневник»

«Героические страницы  истории», (70 лет со  дня  полного  освобождения Ленинграда от  вражеской блокады);

2014 -2015 учебный год – основная программа:

«В сорок  пятом, в  мае…»

«Правнуки   Победы» (к 70 –летию   Великой  победы  советского народа  над фашистской Германией)

 

 

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся ОУ

Красносельского района Санкт – Петербурга на 2011 –2015 годы

 

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки реализации

 

I

Подпрограмма

«Ленинград – гордость   моя»

 

 

1.1

Обучение   актива  школьной  музейной  экспозиции

Руководитель

МЭ

2011- 2015

1.2

Участие в районном  конкурсе  юных  экскурсоводов   «Хранители   времени»

Руководитель

МЭ

2011- 2012

1.3

Организация  мобильных  экспозиций, посвящённых памятным  датам

Руководитель  и актив   МЭ

2011-2015

1.4

Создание  школьной  «Книги  памяти»

Руководитель  и актив   МЭ

2011-2015

 

2.

Подпрограмма

«Лучше  нет  родного   края…»

 

 

2.1

Участие  в  районном   конкурсе  «Горжусь  тобой,  моя  земля!»

Руководитель

МЭ

2012- 2013

2.2

«Мой  район   вчера,   сегодня,  завтра»  организация  фотовыставки

Руководитель  и актив   МЭ

2012-

2013

2.3

Топонимы.  Создание  картотеки «Их  именами  названы…»

Руководитель  и актив   МЭ

2012-2015

2.4

Проработка  маршрутов  экскурсий « Героическое  прошлое  нашего  района»

Руководитель  и актив   МЭ

2012-2015

 

3.

Подпрограмма

«Ленинградский  дневник»

 

 

3.1

«Ленинградская  Хатынь»  участие  в  районных  конкурсах   творческих  работ.

Руководитель  и актив   МЭ

2013-2014

3.2

Создание  виртуальной  экскурсии  «Ленинград.  Блокада.  Подвиг.»

Руководитель  и актив   МЭ

2013-2014

3.3

Участие в программе  Экспедиционных  отрядов.

Руководитель  и актив   МЭ

постоянно

3.4

«Моя  семья.  Блокада.  Ленинград»  архив   семьи  Алексеева Н.А.

Руководитель  и актив   МЭ

2013-2015

 

 

 

 

4.

Подпрограмма

«В   сорок  пятом,  в  мае…»

 

 

4.1.

«Эстафета  памяти»  участие   в  районных  мероприятиях

Руководитель  и актив   МЭ

2014-2015

4.2

Экскурсионная  работа .  Проведение  недели  «Открытых  дверей» для  воспитанников  ГДОУ № 33 и  школ   микрорайона.

Руководитель  и актив   МЭ

2014-2015

4.3.

«Ветеранские  судьбы»   работа   с  ветеранами.

ДДЮТ

постоянно

 

План работы музейной экспозиции

Отчет о работе музейной экспозиции. (Просмотр)